СИСТЕМЫ КОМПАКС®
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ВИБРОДИАГНОСТИКА И
КОМПЛЕКСНЫЙ МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
Русский Русский     EnglishEnglish 
Меню
Главная
Продукция
Клиенты и отзывы
О фирме
Аттестация персонала
Сибирский научный центр мониторинга РИА
Новости
Публикации
Контакты
Бесплатная линия
Горячая линия НПЦ «Динамика»
Награды
  • 2016 г. «Заслуженный инженер России»
  • 2016 г. «Признание»
  • 2016 г. «Импортозамещение»
  • 2016 г. «Инновации и качество»
  • 2015 г. «Заслуженный руководитель»
  • 2015 г. «100 лучших товаров России»
  • 2015 г. «ESQR’s Quality Achievements Awards»
  • 2014 г. «Конкурс ОАО «РЖД» на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем»
  • 2014 г. «Высокоэффективная организация»
  • 2014 г. «Надежный поставщик»
  • 2014 г. «Лидер отрасли»
  • 2014 г. «Бухгалтер года»
  • 2014 г. «Технологический прорыв»
  • 2013 г. «Деловая элита России»
  • 2013 г. «100 лучших товаров России»
Облако тегов
Мы в соцсетях
Вконтакте Facebook Twitter YouTube Google+ RSS
Сертификация
В 2001 г. проведена добровольная сертификация системы менеджмента качества НПЦ «Динамика», а в 2018 г. проведена ресертификация  на соответствие международному стандарту ISO 9001:2008, подтвердившая высокий уровень управления качеством продукции и услуг
В 2001 г. проведена добровольная сертификация системы менеджмента качества НПЦ «Динамика», а в 2018 г. проведена ресертификация  на соответствие стандарту ГОСТ ISO 9001-2011, подтвердившая высокий уровень управления качеством продукции и услуг
Счетчики
Rambler
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
Система Orphus
Главная Публикации

Риски мониторинга оборудования топливно-энергетического комплекса

Печать

Статья посвящена использованию современных систем диагностики и комплексного мониторинга технического состояния (СДМ) оборудования объектов топливно-энергетического комплекса, которые являются неотъемлемой составляющей системы управления надежностью сложных технологических комплексов, обеспечивающей безопасную ресурсосберегающую эксплуатацию.

Рассмотрены базовые принципы и наиболее важные свойства и характеристики таких систем и их классификация по 13-ти основным признакам, описаны способы определения классов СДМ. Приведены примеры расчета класса систем для различных конфигураций аппаратных и программных средств, границы применения этих систем при оснащении энергетических комплексов в соответствии с риском пропуска отказов, рассмотрена классификация оборудования, основанная на матрице риска, учитывающей вероятность возникновения отказа и его экономические, экологические и техногенные последствия.

Предложены уточнения критериев классификации для объектов технического регулирования (ОТР), опасных производственных объектов (ОПО), критически важных объектов (КВО) и стратегически важных объектов (СВО). В качестве примера СДМ 1-го класса описана стационарная система мониторинга состояния оборудования КОМПАКС®, в которой реализованы основные принципы построения СДМ первого класса в соответствии с ГОСТ Р 53564.

Литература:

  1. Махутов Н.А. Техногенная безопасность: диагностика и мониторинг потенциально опасного оборудования и рисков его эксплуатации / Н.А. Махутов, М.М. Гаденин. В сб.: Федеральный справочник: т. 26. М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2012.
  2. Костюков В.Н. Мониторинг состояния и рисков эксплуатации оборудования в реальном времени – основа промышленной безопасности / В.Н. Костюков, Н.А. Махутов, А.В. Костюков. В сб.: Федеральный справочник: т. 26. М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2012.
  3. Костюков В.Н., Бойченко С.Н., Костюков А.В. Автоматизированные системы управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств (АСУ БЭР™ КОМПАКС®). М.: Машиностроение, 1999.
  4. Костюков В.Н. Мониторинг безопасности производства. М.: Машиностроение, 2002.
  5. Костюков В.Н., Науменко А.П. Основы виброакустической диагностики и мониторинга машин: Учебное пособие. Рекомендовано УМО вузов РФ по образованию в области приборостроения для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 200100 – «Приборостроение». Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011.
  6. Костюков А.В., Костюков В.Н. Повышение операционной эффективности предприятий на основе мониторинга в реальном времени. М.: Машиностроение, 2009.
  7. Костюков В.Н., Костюков Ал.В., Костюков Ан.В. Повышение эффективности производства на основе внедрения автоматических систем диагностики и мониторинга состояния машин КОМПАКС® // Химическая техника. 2002. № 2.
  8. ГОСТ Р ИСО 10816-1-97. Вибрация. Оценка состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающихся частях. Общие требования. М.: Госстандарт России, 1997.
  9. ГОСТ Р ИСО 10816-3-99. Вибрация. Оценка состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающихся частях. Ч. 3. Промышленные машины номинальной мощностью более 15 кВт и номинальной скоростью от 120 до 15 000 мин–1. М.: Госстандарт России, 1999.
  10. ГОСТ Р 53563-2009. Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Порядок организации. М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2010.
  11. ГОСТ Р 53564-2009. Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Требования к системам мониторинга. М.: СТАНДАРТ-ИНФОРМ, 2010.
  12. ГОСТ Р 53565-2009. Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Вибрация центробежных насосных и компрессорных агрегатов. М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2010.
  13. СА 03-002-05. Системы мониторинга агрегатов опасных производственных объектов. Общие технические требования: стандарт ассоциации «Ростехэкспертиза», ассоциации нефтехимиков и нефтепереработчиков и НПС РИСКОМ / Колл. авт. М.: Химическая техника, 2005. (Согласован Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ письмом № 11-16/219 от 1 февраля 2005 г.)
  14. СА 03-001-05. Центробежные насосные и компрессорные агрегаты опасных производств. Эксплуатационные нормы вибрации: стандарт ассоциации «Ростехэкспертиза», ассоциации нефтехимиков и нефтепереработчиков и НПС РИСКОМ / Колл. авт. М.: Химическая техника, 2005. (Согласован Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ письмом № 11-16/219 от 1 февраля 2005 г.)
  15. СТО-03-002-08 Мониторинг оборудования опасных производств. Порядок организации: сб. стандартов НПС РИСКОМ // Мониторинг оборудования опасных производств. Стандарт организации / Колл. авт. М.: 2008.
  16. СТО 03-003-08 Мониторинг опасных производств. Термины и определения: сб. стандартов НПС РИСКОМ // Мониторинг оборудования опасных производств. Стандарт организации /Колл. авт. М.: 2008.
  17. Костюков В.Н. Комплексный мониторинг технологических объектов опасных производств / В.Н. Костюков, С.Н. Бойченко, А.П. Науменко, Е.В. Тарасов // Контроль и диагностика. 2008. № 12.
  18. Сборник задач по теории вероятностей, математической статистике и теории случайных функций / Под ред. А.А. Свешникова. М.: Наука, 1970.
  19. Загоруйко Н.Г. Методы распознавания и их применение. М.: Советское радио, 1972.

 

Костюков В.Н., Бойченко С.Н., Науменко А.П., Костюков Ан.В., Костюков Ал.В. Риски мониторинга оборудования топливно-энергетического комплекса // [Электронный ресурс] // Новое в российской электроэнергетике. 2014. №3, С.30-44. - URL: http://energo-press.info/журнал-новое-в-российской-электроэне/архив-новое-в-российской-электроэнер/

Скачать публикацию


Теги: КОМПАКС ресурсосбережение надежность мониторинг безопасная эксплуатация техническое состояние диагностика Дата: 10.03.2017
Просмотров: 567
 

Основные принципы технологии диагностирования и мониторинга поршневых машин реальном времени

Печать

В основе технологии мониторинга и диагностирования поршневых машин лежит сбор и обработка данных, которые должны обеспечить определение дефектов и неисправностей поршневых машин с заданной глубиной их дета­лизации и достоверностью, степени их опасности.

Реализация технологии основывается на использовании моделей структуры виброакустических сигналов при возникновении различных дефектов и неисправностей узлов и деталей поршневых машин, совокупности диагностических признаков неис­правностей и параметров сигналов при возникновении неисправностей, их нормативных значений, способов преобразования виброакустического сигнала и системы оценок параметров виброакустических сигналов.

Одним из практических путей реализации технологии и решения задач мониторинга и диагностики поршневых машин является внедрение указанных решений, которые лежат в основе базы зна­ний, связывающей диагностические признаки неис­правностей и технические состояния узлов и деталей поршневых машин, в алгоритмы функционирования системы диагностики и мониторинга КОМПАКС®.

Предложенная методология мониторинга и диагностирования, которая основана на измерении параметров косвенных процессов (виброакустических колебаний), позволяет реализовать алгоритмы экспертной системы поддержки приня­тия решений реального времени с автоматическим определением (поста­новкой диагноза в темпе измерения диагностических сигналов) более 20 неисправностей узлов, например, поршневых компрессоров опас­ных производств, степени их опасности и выдачи целеуказующих предпи­саний персоналу по приведению компенсирующих мероприятий.

Литература:

  1. Вибрация в технике: Справочник. В 6-ти т. [ред. совет: В.Н. Челомей (пред.)]. М.: Машиностроение, 1981. Т. 5. Измерения и испытания [под ред. М.Д. Генкина]. 1981. 496 с.
  2. ГОСТ Р 53563-2009. Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Порядок организации. М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2010. 8 с.
  3. ГОСТ Р 53564-2009. Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Требования к системам мониторинга. М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2010. 20 с.
  4. ГОСТ Р 53565-2009. Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Вибрация центробежных насосных и компрессорных агрегатов. М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2010. 8 с.
  5. Костюков В.Н. Мониторинг безопасности производства. М.: Машиностроение. 2002. 224 с.
  6. Костюков В.Н. Нормирование параметров вибрации при диагностике поршневых компрессоров // Потребители-производители компрессоров и компрессорного оборудования: тр. VII междунар. симпозиума. С-Пб: СПбТГУ, 2001. С. 90-93.
  7. Костюков В.Н. Синтез инвариантных диагностических признаков и моделей состояния агрегатов для целей диагностики // Омский науч. вестн. 2000. Вып. 12. С. 77-81.
  8. Костюков В.Н., Бойченко С.Н., Костюков А.В. Автоматизированные системы управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств (АСУ БЭР™ КОМПАКС®) [под ред. В.Н. Костюкова]. М.: Машиностроение. 1999. 163 с.
  9. Костюков В.Н, Науменко А.П. Нормативно-методическое обеспечение мониторинга технического состояния поршневых компрессоров. // Контроль. Диагностика. 2005. №11. С. 20-23.
  10. Костюков В.Н., Науменко А.П. Практика виброакустической диагностики поршневых машин: сб. науч. тр. по проблемам двигателестроения, посвящ. 175-летию МГТУ им. Н.Э. Баумана [под ред. Н.А. Иващенко, Л.В. Грехова]. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. С. 30-35.
  11. Костюков В.Н., Науменко А.П. Проблемы и решения безопасной эксплуатации поршневых компрессоров // Компрессорная техника и пневматика. 2008. №3. С. 21-28.
  12. Костюков В.Н., Науменко А.П. Решения проблем безопасной эксплуатации поршневых машин // Сборка в машиностроении, приборостроении. 2009. №03. С. 27-36, 1-ая, 4-ая стр. обл.
  13. Костюков В.Н., Науменко А.П. Система контроля технического состояния машин возвратнопоступательного действия // Контроль. Диагностика. 2007. № 3. С. 50-59.
  14. Костюков В.Н., Науменко А.П. Способ вибродиагностики объектов: пат. 2 363 936 Рос. Федерация. 2008121486/28; заявл. 27.05.2008. опубл. 10.08.2009. Бюл. № 22.
  15. Костюков В.Н., Науменко А.П., Бойченко С.Н. Способ вибродиагностики машин: пат. 2 314 508 Рос. Федерация. 2006135874/28; 10.10.2006; опубл. 10.01.2008. Бюл. № 1.
  16. Костюков В.Н., Науменко А.П., Бойченко С.Н. Способ вибродиагностики технического состояния поршневых машин по спектральным инвариантам: пат. 2 337 341 Рос. Федерация. № 2007113529/28; заявл. 11.04.2007; опубл. 27.10.2008. Бюл. № 30.
  17. Науменко А.П. Diagnostics and Condition Monitoring of piston compressors // CM2010/MFPT (The Seventh International Conference on Condition Monitoring and Machinery Failure Prevention Technologies) (June 22-24, 2010): materials of a conference. England, Stratford-upon-Avon, 2010. Pp. 111. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  18. Науменко А.П. Real-time condition monitoring of reciprocating machines (полный текст доклада) // CM2009 / MFPT20090 (The sixth international conference on condition monitoring and machinery failure prevention technologies): materials of a conference (June 23-25, 2009). Irish, Dublin, 2009. Pp.1202-1213.
  19. Науменко А.П. Виброакустическая модель диагностического сигнала поршневого компрессора // Динамика систем, механизмов и машин: матер. VII Междунар. науч.-техн. конф. 10-12 ноября 2009 г. Омск. Изд-во ОмГТУ, 2009. Кн. 2. С. 39-44.
  20. Науменко А.П. Исследование виброакустических параметров поршневых машин // Двигатель - 2007: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-техн. конф. [под ред. Н.А. Иващенко, В.Н. Костюкова, А.П. Науменко, Л.В. Грехова]. М: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. C. 518-525.
  21. Науменко А.П. Методология виброакустической диагностики поршневых машин // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Специальный выпуск. Серия Машиностроение. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2007. С. 85-95.
  22. Науменко А.П. Модели виброакустических сигналов поршневых компрессоров // Наука, образование, бизнес: материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. Дню радио. Омск: Изд-во КАН, 2010.  С. 114-120.
  23. Науменко А.П. О выборе вибродиагностических параметров // Наука, образование, бизнес: материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. Дню радио. Омск: Изд-во КАН, 2008. С. 106-115.
  24. Науменко А.П. О некоторых моделях структуры виброакустических сигналов поршневых машин // Двигатель - 2010: сб. науч. тр. междунар. конф., посвящ. 180-летию МГТУ им. Н.Э. Баумана [под. ред. Н.А. Иващенко, В.А. Вагнера, Л.В. Грехова] М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. С. 75-79.
  25. Науменко А.П. Современные методы и средства real-time мониторинга технического состояния поршневых машин / Компрессорная техника и пневматика. №8, 2010. С. 27-34.

 

Науменко А.П. Основные принципы технологии диагностирования и мониторинга поршневых машин реальном времени // XX Всероссийская научно-техническая конференция по неразрушающему контролю и технической диагностике: тез. докл. - М.: Изд-во «Спектр», 2014. - С. 358-362.

Скачать публикацию


Теги: вибродиагностика КОМПАКС неразрушающий контроль мониторинг экспертная система техническое состояние поршневой компрессор поршневая машина Дата: 28.02.2017
Просмотров: 529
 

Вибродиагностический мониторинг оборудования производственно-транспортного комплекса

Печать

В работе рассматривается опыт эксплуатации систем мониторинга технического состояния оборудования опасных производств энергетического комплекса, горнодобывающей и металлургической промышленности, железнодорожного транспорта.

Показано отличие систем мониторинга параметров оборудования от систем мониторинга технического состояния. Системы мониторинга параметров измеряют параметры физических процессов, однако они не определяют причины их изменения. Системы мониторинга состояния определяют не только изменение технического состояния объекта мониторинга, но и причины его изменения.

Эти системы используют алгоритмы автоматической экспертной системы поддержки принятия решений реального времени с автоматическим диагностированием неисправностей узлов оборудования, автоматически указывают персоналу, какие действия он должен произвести, чтобы устранить неисправности.

Иногда такие системы в России называют системами вибродиагностического мониторинга. Термин «реальное время» при мониторинге состояния означает, что темп измерения определяющих параметров, распознавание состояния и отображение результатов диагностики объекта должен быть согласован с темпом его деградации и в несколько раз опережать его для устранения выбросов и повышения достоверности диагноза, создавая резерв времени на принятие управленческих решений и выполнение компенсирующих мероприятий.

Приведены технические и экономические показатели эффективности применения систем мониторинга.

Литература:

  1. Махутов Н.А. Техногенная безопасность: диагностика и мониторинг потенциально опасного оборудования и рисков его эксплуатации // Махутов Н.А., Гаденин М.М. В сб.: Федеральный справочник: Т. 26. М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2012. – 496 с.
  2. Костюков В.Н. Мониторинг состояния и рисков эксплуатации оборудования в реальном времени – основа промышленной безопасности // Костюков В.Н., Махутов Н.А., Костюков А.В. В сб.: Федеральный справочник: Т. 26. М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2012. – 496 с.
  3. Эффективность внедрения стационарных систем вибродиагностики КОМПАКС® на Омском НПЗ / Е.А. Малов, А.А. Шаталов, И.Б. Бронфин, В.Н. Долгопятов, В.Н. Костюков, С.Н. Бойченко, А.Я. Мелинг // Безопасность труда в промышленности. 1997. № 1. С. 9-15.
  4. Костюков В.Н., Бойченко С.Н., Костюков А.В. Автоматизированные системы управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств (АСУ БЭР™ КОМПАКС®). М.: Машиностроение. 1999. 163 с.
  5. Костюков В.Н. Мониторинг безопасности производства. М.: Машиностроение. 2002. 224 с.
  6. Костюков А.В., Костюков В.Н. Повышение операционной эффективности предприятий на основе мониторинга в реальном времени. М.: Машиностроение. 2009. 192 с.
  7. Костюков В.Н., Науменко А.П. Основы виброакустической диагностики и мониторинга машин: Учебное пособие. Рекомендовано УМО вузов РФ по образованию в области приборостроения для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 200100 – «Приборостроение». Омск: Изд-во ОмГТУ. 2011. 360 с.: ил.
  8. Костюков В.Н., Бойченко С. Н., Костюков А.В. Классификация систем мониторинга технического состояния оборудования. В сб.: Сборник научных трудов по материалам международной конференции «Двигатель-2007», посвященной 100-летию школы двигателестроения МГТУ им. Н.Э. Баумана. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. С. 495 – 500.
  9. ГОСТ Р ИСО 10816-1-97. Вибрация. Оценка состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающихся частях. Общие требования.
  10. СА 03-002-05. Системы мониторинга агрегатов опасных производственных объектов. Общие технические требования: стандарт ассоциации «Ростехэкспертиза», ассоциации нефтехимиков и нефтепереработчиков и НПС РИСКОМ / Колл. авт. М.: Химическая техника. 2005. 42 с. (Согласован Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ письмом № 11-16/219 от 1 февраля 2005 года).
  11. ГОСТ Р 53563-2009. Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Порядок организации. М.: СТАНДАРТИНФОРМ. 2010. 8 с.
  12. ГОСТ Р 53564-2009. Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Требования к системам мониторинга. М.: СТАНДАРТИНФОРМ. 2010. 20 с.
  13. ГОСТ Р 53565-2009. Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Вибрация центробежных насосных и компрессорных агрегатов. М.: СТАНДАРТИНФОРМ. 2010. 8 с.
  14. Костюков В.Н. Комплексный мониторинг технологических объектов опасных производств. // Костюков В.Н., Бойченко С.Н., Науменко А.П., Тарасов Е.В. Контроль и диагностика. 2008. № 12. С. 8-18.
  15. Стандарты в области технического состояния оборудования опасных производств / В.Н. Костюков, А.П. Науменко, Ан.В. Костюков, С.Н. Бойченко, Ал.В. Костюков // Безопасность труда в промышленности. 2012. - №7. – С. 30-36.
  16. Внедрение систем КОМПАКС® – обеспечение безаварийной работы непрерывных производств / Е.А. Малов, И.Б. Бронфин, В.Н. Долгопятов, Б.И. Микерин, В.Н. Костюков, С.Н. Бойченко // Безопасность труда в промышленности. 1994. № 8. С.19-22.
  17. Костюков В.Н., Сизов С.В., Аристов В.П., Костюков А.В. Непрерывный мониторинг состояния моторовагонного подвижного состава // Железнодорожный транспорт. - 2008. - №6. - С. 41-42.
  18. Костюков В.Н., Сизов С.В., Аристов В.П., Костюков А.В. Безопасная ресурсосберегающая эксплуатация МВПС на основе мониторинга в реальном времени // Наука и транспорт. - 2008. - C. 8-13.
  19. Костюков В.Н., Бойченко С.Н., Костюков А.В., Синицын А.А., Волков А.М., Кузнецов О.В. Система мониторинга состояния оборудования КОМПАКС® для колесно-прокатного стана // Сталь. - 2008. - №4. - С. 58-63.
  20. Костюков В.Н., Науменко А.П. Проблемы и решения безопасной эксплуатации поршневых компрессоров // Компрессорная техника и пневматика. - 2008. - №3. - С. 21-28.
  21. Костюков В.Н., Науменко А.П. Система контроля технического состояния машин возвратно-поступательного действия // Контроль. Диагностика. - 2007. - №3(105). - С. 50-59.
  22. Костюков В.Н., Костюков А.В., Востриков И.Ю. Новая высокоэффективная сберегающая технология эксплуатации комплексов оборудования Сызранского НПЗ на основе систем мониторинга состояния КОМПАКС® // Химическая техника. - 2007. - №3. - С. 14-20.

 

Костюков В.Н. Вибродиагностический мониторинг оборудования производственно-транспортного комплекса // XX Всероссийская научно-техническая конференция по неразрушающему контролю и технической диагностике: тез. докл. - М.: Изд-во «Спектр», 2014. - С. 357-358.

Скачать публикацию


Теги: вибродиагностика неразрушающий контроль мониторинг экспертная система техническое состояние Дата: 17.02.2017
Просмотров: 534
 

Повышение достоверности вибродиагностирования роторных агрегатов

Печать

В моторвагонных депо широко используются системы виброакустической диагностики КОМПАКС®-ЭКСПРЕСС, предназначенные для оценки технического состояния КМБ моторвагонного подвижного состава в процессе проведения плановых работ по ремонту и техническому обслуживанию.

Целью технической диагностики является повышение надежности и ресурса технических систем. Основной задачей диагностирования является распознавание технического состояния узлов и агрегатов и разделение его на классы исправное и неисправное, что связано с риском ложной тревоги и пропуска дефекта. Данная работа посвящена повышению достоверности диагностирования технического состояния роторных агрегатов при одновременном снижении трудоемкости его применения.

Проведен анализ геометрических параметров подшипникового узла, в результате которого установлена зависимость уровня вибрации от частоты вращения и размера дефекта. Согласно данной зависимости величина амплитуды вибросигнала пропорциональна частоте вращения подшипника и размеру дефекта. С помощью систем КОМПAKC®-ЭКСПРЕСС проверена адекватность установленной зависимости. Исключить ошибку диагностирования, связанную с наличием вероятности ложной тревоги и пропуска дефекта, можно используя зону неопределенности, ограниченную нижним и верхним критическими значениями.

Разработан способ, уменьшающий ошибку диагностирования путем использования зоны неопределенности, включающий дополнительное независимое испытание. Таким образом, использование зоны неопределенности при оценке технического состояния, а также двух независимых испытаний, увеличивающих трудоемкость его применения не более чем в 2 раза, обеспечивает повышение достоверности диагностирования технического состояния роторных агрегатов более чем на порядок.

Литература:

  1. Биргер И.А. Техническая диагностика. – М.: «Машиностроение», 1978. – 240 с. ил. – (Надежность и качество).
  2. Костюков В.Н., Зайцев А.В., Басакин В.В. Исследование вибрации подшипниковых узлов подвижного состава при изменении частоты вращения. Эксплуатационная надежность локомотивного парка и повышение эффективности тяги поездов: Материалы всероссийской научно-технической конференции с международным участием / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2012. С. 92-97.
  3. Пат. 2378633 Российская Федерация, МПК G01М 17/08 Система диагностики колесно-моторных блоков моторвагонного подвижного состава / Костюков В.Н., Костюков Ал.В., Лагаев А.А., Зайцев А.В. - № 2008138515; заявл. 26.09.08; опубл.10.01.10, Бюл. №1.

 

Костюков Ал.В., Казарин Д.В., Зайцев А.В. Повышение достоверности вибродиагностирования роторных агрегатов // XX Всероссийская научно-техническая конференция по неразрушающему контролю и технической диагностике: тез. докл. - М.: Изд-во «Спектр», 2014. - С. 355-357.

Скачать публикацию


Теги: вибродиагностика неразрушающий контроль мониторинг вибросигнал техническое состояние вибрация вибродиагностика КМБ КОМПAKC-ЭКСПРЕСС Дата: 10.02.2017
Просмотров: 527
 

Исследование вибрационной активности узлов механической части рельсового подвижного состава

Печать

В процессе эксплуатации рельсового подвижного состава наиболее ответственные узлы, подверженные внезапным отказам, являются лимитирующими для подвижного состава в целом. К ним в первую очередь относятся узлы электрического и механического оборудования, устранение неисправностей которых в процессе эксплуатации затруднено.

Наиболее эффективными методами обнаружения неисправностей роторного механического оборудования являются тепловой и виброакустический, однако, тепловой метод позволяет лишь констатировать факт начавшегося разрушения узла, либо выявлять дефекты на поздней стадии их развития, в то время как виброакустический метод неразрушающего контроля позволяет обнаруживать как зарождающиеся, так и развитые дефекты.

Наличие большого числа помех, высокого уровня шумовых составляющих, сопутствующих взаимодействию колеса и рельсовой колеи стали основанием для формирования мнения о том, что обеспечение объективной виброакустической диагностики технического состояния роторного механического оборудования подвижного состава в процессе эксплуатации сложно достижимо, а подчас невозможно.

Целью проведенного исследования является определение наиболее информативного, с точки зрения виброакустической диагностики, диапазона частот сигнала вибрации для разработки экспертной системы и организации мониторинга технического состояния рельсового подвижного состава.

Литература:

  1. Пат. 2138793 Российская Федерация, МПК G 01 M 15/00, 13/04. Устройство для крепления вибропреобразователя / Костюков В. Н., Горшечников О. П., Мелинг А. Я. - № 97121755; заявл. 24.12.97; опубл. 27.09.99, Бюл. № 28п.
  2. Стандарт ассоциации «Центробежные насосные и компрессорные агрегаты опасных производств. Эксплуатационные нормы вибрации» (СА 03-001-05). Серия 03 / Колл. Авт. – М.: Издательство «Компрессорная и химическая техника», 2005. – 24 с.
  3. Костюков В.Н. Безопасная ресурсосберегающая эксплуатация МВПС на основе мониторинга в реальном времени (статья) / В. Н. Костюков, С.В. Сизов, В.П. Аристов, Ан.В. Костюков // Наука и транспорт. 2008. C. 8-13.
  4. Сизов С.В., Аристов В.П., Костюков В.Н., Костюков А.В. Непрерывный мониторинг состояния моторвагонного подвижного состава // Железнодорожный транспорт. 2008. №6. С. 41–42.
  5. Костюков В.Н. Мониторинг безопасности производства. М.: Машиностроение. 2002. 224 с.

 

Костюков Ал.В., Цурпаль А.Е., Басакин В.В. Исследование вибрационной активности узлов механической части рельсового подвижного состава // XX Всероссийская научно-техническая конференция по неразрушающему контролю и технической диагностике: тез. докл. - М.: Изд-во «Спектр», 2014. - С. 353-355.

Скачать публикацию


Теги: вибродиагностика неразрушающий контроль мониторинг экспертная система техническое состояние вибрация Дата: 03.02.2017
Просмотров: 542
 

Использование коэффициента фрактальной размерности для вибродиагностики технического состояния центробежного насосного агрегата

Печать

В настоящее время основным методом определения технического состояния центробежного насосного агрегата является вибродиагностический метод, где производится анализ сигналов вибрации корпуса насосного агрегата. При этом чаще всего используется спектральный анализ сигналов, где гармоническим составляющим спектра ставятся в соответствие те или иные дефекты. Однако использование спектрального анализа требует точной информации о типе и конструкции агрегата, режиме его работы, которая в условиях реального производства может быть неточной или вовсе отсутствовать. Это может проводить к ошибкам определения состояния. Таким образом, актуальной является задача исследования новых методов диагностики с использованием алгоритмов, инвариантных к конструкции и типу агрегата.

В докладе рассматривается использование для диагностики центробежного насосного агрегата одного из методов нелинейной динамики - фрактальной размерности, где в качестве диагностического признака используется коэффициент фрактальной размерности Херста (Н). Основным достоинством данного признака является инвариантность к уровню анализируемого сигнала, а, следовательно, независимость от размерно-мощностных параметров агрегата.

Приводятся результаты исследований использования коэффициента размерности Херста к выявлению кавитационного режима работы агрегата, которые проводились на системе КОМПАКС®-РПГ стенда испытаний насосных агрегатов. Показано, что чувствительность коэффициента находится на уровне, а в некоторых случаях превышает чувствительность основного спектрального признака кавитации - уровня лопаточных гармоник.

Таким образом, использование коэффициента размерности Херста позволяет повысить достоверность вывода экспертной системы диагностики технического состояния центробежного насосного агрегата.

Литература:

  1. Костюков В.Н. Мониторинг безопасности производства. — М.: Машиностроение, 2002. — 224 с.
  2. Костюков В.Н., Бойченко С.Н., Костюков А.В. Автоматизированные системы управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств (АСУ БЭР™ КОМПАКС®) / Под ред. В.Н. Костюкова. — М.: Машиностроение, 1999. — 163 с.
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Фрактал
  4. Федер Е. Фракталы – М: Мир, 1991. – 254 с.

 

Костюков В.Н., Бойченко С.Н., Павленков Д.В. Использование коэффициента фрактальной размерности для вибродиагностики технического состояния центробежного насосного агрегата // XX Всероссийская научно-техническая конференция по неразрушающему контролю и технической диагностике: тез. докл. - М.: Изд-во «Спектр», 2014. - С. 352-353.

Скачать публикацию


Теги: вибродиагностика неразрушающий контроль мониторинг диагностика насосов экспертная система техническое состояние вибрация КОМПАКС-РПГ Дата: 31.01.2017
Просмотров: 575
 

Оптоволоконные системы мониторинга температуры и деформации

Печать

Неразрушающий контроль и техническая диагностика колонно-емкостного оборудования (реактора, колонны, резервуары и т.д.) нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в процессе эксплуатации на технологическом режиме является важной задачей, решение которой обеспечивает надежность и безопасность взрывопожароопасных производств.

В системах компьютерного мониторинга и автоматической диагностики (СДМ) КОМПАКС® применяются практически все виды неразрушающего контроля: вибрационный, акустико-эмиссионный, тепловой, электрический, вихретоковый, акустический, оптический.

Принципы построения системы позволяют обеспечить гибкость и универсальность применяемых методов неразрушающего контроля, при этом обеспечивается получение данных с датчиков различных физических величин, а автоматическая экспертная система без участия человека выполняет анализ состояния объекта.

В настоящее время НПЦ «Динамика» в сотрудничестве с «НЦВО - Фотоника» решена задача по обеспечению контроля с помощью применения технологии волоконной оптики для обеспечения неразрушающего контроля и технической диагностики колонно-емкостного оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в эксплуатации.

В статье рассмотрены вопросы применения технологии волоконной оптики в системах КОМПАКС® для обеспечения неразрушающего контроля и технической диагностики колонно-емкостного оборудования в эксплуатации.

Литература:

  1. Костюков В.Н. Мониторинг безопасности производства. — М.: Машиностроение, 2002. — 224 с.
  2. Костюков В.Н., Бойченко С.Н., Костюков А.В. Автоматизированные системы управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств (АСУ БЭР™ КОМПАКС®) / Под ред. В.Н. Костюкова. — М.: Машиностроение, 1999. — 163 с.
  3. Симонов М.А, Заренбин А.В. Волоконно-оптический датчик для измерения температуры в сухих и маслонаполненных трансформаторных реакторах// Materiály IX mezinárodní vědecko - praktická konference «Modernívymoženosti vědy – 2013». - Díl 76. Technické vědy: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o - 96 stran, - Р. 54 – 57.
  4. Заренбин А.В., Греков М.В., Васильев С.А., Медведков О.И. Универсальный волоконно – оптический модульный телеметрический комплекс, регистрирующий модуль, сенсорная головка и модуль расширения числа оптических каналов //Патент на полезную модель № 77420. Опубликовано: 20.10.2008. Бюл. №29.

 

Бойченко С.Н., Тарасов Е.В., Заренбин А.В., Симонов М.А. Оптоволоконные системы мониторинга температуры и деформации // XX Всероссийская научно-техническая конференция по неразрушающему контролю и технической диагностике: тез. докл. - М.: Изд-во «Спектр», 2014. - С. 247-248.

Скачать публикацию


Теги: вибродиагностика неразрушающий контроль надежность мониторинг безопасная эксплуатация техническое состояние диагностика безопасность Дата: 17.01.2017
Просмотров: 552
 

Мониторинг состояния в реальном времени – инновационная технология технического обслуживания и ремонта

Печать

Основным средством поддержания в рабочем состоянии существующего парка машин и механизмов является планово-предупредительный ремонт. Интервалы между обслуживаниями и ремонтами, их объем и содержание формируются на основе статистических данных. При этом не учитываются особенности конкретной конструкции, реальные условия эксплуатации, в частности стохастический характер нагрузок на машины, качество обслуживания, а рассматриваются тип, модификация машин и механизмов, характер эксплуатации и т.п. Основанная на таком подходе система обслуживания и ремонта машин и другого динамического оборудования имеет ряд недостатков.

Переход от системы планово-предупредительных ремонтов к эксплуатации по фактическому состоянию позволяет существенно (в несколько раз) увеличить межремонтный пробег и снизить эксплуатационные издержки. Мониторинг технического состояния машин и их составляющих в реальном времени обеспечивает объективность оценки их технического состояния в процессе эксплуатации. Второй составляющей инновационной технологии технического обслуживания, ремонта, увеличения межремонтного пробега и снижения затрат на поддержку требуемого технического состояния являются определение неисправных составляющих машин перед их ремонтом и адекватная оценка их технического состояния после ремонта.

Литература:

  1. Костюков В.Н. Мониторинг безопасности производства. — М.: Машиностроение, 2002. — 224 с.
  2. Костюков В.Н., Науменко А.П. Основы виброакустической диагностики и мониторинга машин: учеб, пособие. Омск: ОмГТУ, 2011. 360 с.
  3. СТО 03-003-08. Мониторинг опасных производств. Термины и определения: сб. стандартов НПС РИСКОМ // Мониторинг оборудования опасных производств. Стандарт организации. М., 2008. С. 5-24.
  4. ГОСТ Р 53565-2009. Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Вибрация центробежных насосных и компрессорных агрегатов. М.: Стандартинформ, 2010. 8 с.
  5. СТО 03-007-11. Мониторинг оборудования опасных производств. Стационарные поршневые компрессорные установки опасных производств: эксплуатационные нормы вибрации. М.: Компрессорная и химическая техника, 2011. 16 с.
  6. Костюков В.Н., Бойченко С.Н., Костюков А.В. Автоматизированные системы управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств (АСУ БЭР™ КОМПАКС®) / Под ред. В.Н. Костюкова. — М.: Машиностроение, 1999. — 163 с.
  7. Костюков В.Н., Сизов С.В., Аристов В.П., Костюков Ал.В. Непрерывный мониторинг состояния моторвагонного подвижного состава // Железнодорожный транспорт. 2008. № 6. С. 41-42.
  8. ГОСТ Р 53564—2009. Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Требования к системам мониторинга. М.: Стандартинформ, 2010. 20 с.

 

Костюков В.Н., Науменко А.П., Костюков Ал.В., Бойченко С.Н. Мониторинг состояния в реальном времени – инновационная технология технического обслуживания и ремонта // Территория NDT. - 2014. - №1. - С.66-69.

Скачать публикацию


Теги: вибродиагностика надежность мониторинг безопасная эксплуатация техническое состояние диагностика Дата: 10.01.2017
Просмотров: 609
 

Повышение надежности поршневых машин, оснащенных системами диагностики и мониторинга (СДМ)

Печать

Вибродиагностика позволяет комплексно оценить техническое состояние поршневой машины по внешней вибрации корпуса и является эффективным инструментом исследования качества динамических процессов при ее создании, изготовлении, обнаружении зарождающихся дефектов и достижении ими критического уровня в эксплуатации. Наибольшая эффективность достигается при организации мониторинга технического состояния не только поршневой машины, но и сопряженных с ней механизмов и присоединенных конструкций.

Важнейшими классами поршневых машин, для которых виброакустическая диагностика позволяет обеспечить их надежную безаварийную эксплуатацию при полном использовании ресурса, заложенного в конструкцию, являются двигатели внутреннего сгорания.

СДМ - система (машина), продуктом которой является текущая информация о техническом состоянии оборудования и его опасности с необходимыми комментариями (прогнозом остаточного ресурса, предписаниями на неотложные действия и др.) и заданным риском.

 

Костюков В.Н. Повышение надежности поршневых машин, оснащенных системами диагностики и мониторинга (СДМ) // Машиностроение. Энциклопедия. - М.: Машиностроение. Двигатели внутреннего сгорания. - 2013. - Т. IV-14. - Приложение п.4. - С.775-781

Скачать публикацию


Теги: вибродиагностика надежность мониторинг безопасная эксплуатация техническое состояние диагностика поршневая машина Дата: 16.12.2016
Просмотров: 618
 

Вибродиагностика двигателей

Печать

Двигатель внутреннего сгорания является многофакторным источником мощных виброакустических сигналов. Вибрации двигателя обусловлены неуравновешенностью движущихся и вращающихся масс — силами инерции возвратно-поступательно движущихся масс, центробежными силами инерции и моментами этих сил, газодинамическими процессами — силами давления газов, протеканием газа при впуске и выпуске, впрыскивании топлива, а также соударением и трением между элементами и деталями узлов и механизмов.

Литература:

  1. Автоматизированные системы управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств (АСУ БЭР™) / B.Н. Костюков, С.Н. Бойченко, А.В. Костюков; под ред. В.Н. Костюкова. М.: Машиностроение, 1999. 163 с.
  2. Аккерман Р.И., Далецкий К.П., Дюк В.А. Виброакустическое диагностирование топливной аппаратуры дизеля // Двигателестроение. 1984. №2. С. 24-25.
  3. Бруевич Н.Г. Точность механизмов. М.: Гостехиздат, 1946. 76 с
  4. Величкин И.Н. Разработка комплекса ускоренных испытаний // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1999. № 11. С. 34—36.
  5. Вибрации в технике: Справочник: Т.6. М.: Машиностроение, 1978.
  6. Возницкий И.В. Контроль и диагностика технического состоянии судовых дизелей: Тексты лекций. М.: ЦРИА «Морфлот», 1978. 48 с.
  7. Григорьев Е.А. Периодические и случайные силы, действующие в поршневом двигателе. М.: Машиностроение, 2002. 272 с.
  8. Григорьев М.А. Методика ускоренных стендовых испытаний на безотказность бензиновых двигателей легковых автомобилей // Двигателестроение. 1996. №1. С. 54-56.
  9. Григорьев М.А., Тимашев В.П., Бунаков Б.М. Диагностирование форсированных дизелей по показателям рабочего масла // Автомобильная промышленность. 1985. №4. C. 7-8.
  10. Гусаков С.В. Пример применения электронных учебных материалов «LabMaster» для проведения лабораторной работы по динамическим испытаниям дизеля // Вестник РУДН. Инженерные исследования. М.: Изд-во РУДН. 2004. №2(9). С. 20-26.
  11. Гусаков С.В., Патрахальцев Н.Н. Планирование, проведение и обработка данных экспериментальных исследований ДВС. Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2004. 162 с.
  12. Диагностика автотракторных двигателей / Под ред. Н.С. Ждановского. Л.: Колос, 1977. 264 с.
  13. Диагностирование дизелей / Е.А. Никитин, Л.В. Станиславский, Э.А. Улановский и др. М.: Машиностроение, 1987. 224 с.
  14. Закс Л. Статистическое оценивание. М.: Статистика, 1976. 598 с.
  15. Костюков В.Н. Мониторинг безопасности производства. М.: Машиностроение, 2002. 224 с.
  16. Костюков В.Н., Науменко А.П. Вибродиагностика поршневых компрессоров // Компрессорная техника и пневматика. 2002. № 3. С. 30-31.
  17. Костюков В.Н., Науменко А.П. Нормативно-методическое обеспечение мониторинга технического состояния поршневых компрессоров // Контроль. Диагностика. 2005. №11. С. 20-23.
  18. Луканин В.Н. Шум автотракторных двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1971. 272 с.
  19. Математическая теория планирования эксперимента / С.М. Ермаков, В.З. Бродский, А.А. Жиглевский и др. М.: Наука, 1983. 392 с.
  20. Мониторинг неисправностей клапанов поршневых компрессоров / И.Ю. Востриков, A.А. Заруденский, О.С. Львов и др. // Химическая техника. 2004. № 9. С. 17-19.
  21. Мониторинг технического состояния поршневых компрессоров / В.М. Дуросов, B.Н. Костюков, А.П. Науменко, А.С. Пидсадний // Компрессорная техника и пневматика. 2004. № 6. С. 6-12.
  22. Обозов А.А. Алгоритм поиска фаз открытия и закрытия выпускного клапана цилиндра дизеля для системы функциональной диагностики // Двигателестроение, 2006. № 2 (224). С. 20-22.
  23. Овсянников М.К., Петухов В.А. Эксплуатационные качества судовых дизелей. Л.: Судостроение, 1982. 208 с.
  24. Райков И.Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания. М.: Высшая школа, 1975. 276 с.
  25. Соколов А.И., Тищенко Н.Т., Аметов В.А. Диагностирование современных ДВС по параметрам работающего масла //Двигателестроение. 1989. №10. С. 29-31.
  26. Станиславский Л.В. Техническое диагностирование дизелей. Киев; Вища школа. Головное изд-во, 1983. 136 с.
  27. Хруцкий О.В., Мясников Ю.Н., Соболев Л.Г. Акустическая эмиссия — метод технического диагностирования // Судостроение. 1980. № 9. С. 24-26.
  28. Шишкин В.А. Анализ неисправностей и предотвращение повреждений судовых дизелей. М.: Транспорт, 1986. 192 с.
  29. Chikao Furukawa, Takamasa Matsuo. Condition Monitoring & Data Logging System of Diesel Engines (Comos-D2) // Bulletin of the Mar. Eng. Soc. Jap. 1980. Vol. 8. № 2. P. 187-197.
  30. Kostjukov V.N. The etalonless method of vibroacoustic diagnostics // PROCEEDINGS APEIE-2000 in 7 Volume: 2000 5th International conference on actual problems of electronic instrument engineering. Novosibirsk: NSTU. 2000. Vol. 1. P. 210-214.
  31. Diagnostic Method for 2-Stroke Cycle Diesel Engine by Measurement of Vibration on Cylinder-Jacket / Ryuichi Kimura, Wataru Terashima and others // Observation of Change in Normal Vibration Pattern — Bulletin of the M.E.S.J. October, 1999. Vol. 27. №. 2.

 

Костюков В.Н., Науменко А.П. Вибродиагностика двигателей // Машиностроение. Энциклопедия. - М.: Машиностроение. Двигатели внутреннего сгорания. - 2013. - Т. IV-14. - Разд. 6.2.5. - С.679-682

Скачать публикацию


Теги: вибродиагностика диагностика электродвигателей техническое состояние Дата: 09.12.2016
Просмотров: 1208
 
Результаты 51 - 60 из 309