Стендовая система диагностики технического состояния электродвигателей КОМПАКС®-РПЭ, производства НПЦ «Динамика», эксплуатируется в цехе №1 на ОАО «Хабаровский НПЗ» с 2011 года. Система КОМПАКС®-РПЭ осуществляет автоматическую диагностику и контроль технического состояния электродвигателей после ремонта по параметрам вибрации, температуры и току потребления.
Датчики вибрации и температуры с магнитным креплением обеспечивают быструю подготовку электродвигателей к диагностике.
Внедрение системы КОМПАКС®-РПЭ на Хабаровском НПЗ позволило исключить ввод в эксплуатацию двигателей с повышенным уровнем вибрации из-за дефектов подшипников, ротора, статора и ошибок сборки. Наличие автоматической экспертной системы стенда позволяет произвести доводку электродвигателя ремонтным персоналом в кратчайшие сроки, следуя ее рекомендациям и предписаниям.
В настоящее время в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Московское эксплуатируется 15 электропоездов ЭД4М, оснащенных бортовой системой мониторинга КОМПАКС®-ЭКСПРЕСС-3. Первый электропоезд, оснащенный данной системой, начал свою эксплуатацию в депо в июне 2011 года. За это время системы проявили себя как надежные и эффективные средства, позволяющие в режиме реального времени достоверно отслеживать изменение технического состояния наиболее ответственных узлов и агрегатов электропоезда: узлов механической части (подшипники букс, редукторов, тяговых двигателей; зубчатой передачи редуктора; муфты; поверхностей катания колесных пар, а также элементов подвешивания): электрического оборудования силовых и вспомогательных цепей (тяговых двигателей, пуско-тормозных устройств, преобразователей, генераторов, компрессоров и др.); оборудования пневматической тормозной системы; цепей управления тяговых двигателей и вспомогательным электрооборудованием.
В мае 2012 года в депо была внедрена диагностическая сеть, позволяющая оперативно получать сведения о техническом состоянии электропоездов, оборудованных системами КОМПАКС®-ЭКСПРЕСС-3, и отображать полученные данные на рабочих станциях ответственного персонала: технолога, сменного мастера, старшего мастера.
Так, начиная с сентября 2012 года в диагностическую сеть из бортовой системы, установленной на электропоезде ЭД4М-0381, регулярно стала поступать информация о недопустимом росте вибродиагностических признаков двух тяговых электродвигателей (см. приложение 1). Данная информация незамедлительно доводилась до ответственного персонала в виде актов технического состояния, например, акт №7674 от 09.11.2012 г. с сообщением «Проверь ТЭД» (см. приложение 2) и с рекомендациями «Произвести диагностику колесно-моторного блока» для двигателя 3 колесной пары, «Произвести ревизию подшипниковых узлов» для двигателя 4 колесной пары моторного вагона 038106 (см. Приложение 3). 17.11.2012 года двигатели с недопустимым уровнем вибрации были заменены. После замены двигателей уровень вибрации резко снизился до нормального уровня.
Бортовые системы мониторинга совместно с диагностической сетью являются надежным источником информации о состоянии оборудования подвижного состава и мощным средством обеспечения безопасности пригородных пассажирских перевозок на Октябрьской магистрали.
Авторы: Зам. начальника по ремонту А.В. Орлов, технолог П.А. Бажанов / 2013
На НПЗ ОАО «АНХК» стендовые системы внедрены и успешно эксплуатируются: стенд диагностики и динамической балансировки роторов консольных насосов КОМПАКС®-РПМ с 2000 г. и стенд входного контроля подшипников КОМПАКС®-РПП с 2010 г.
К главным достоинствам систем можно отнести:
высокий процент гарантированной достоверности результатов диагностики;
удобство в эксплуатации;
высокая скорость работы;
встроенная система самодиагностики;
встроенная автоматическая экспертная система диагностики дефектов;
высокая надежность и длительный срок эксплуатации.
Внедрение стендовых систем КОМПАКС®-РПП и КОМПАКС®-РПМ позволило сэкономить значительные денежные средства за счет фактического исключения допуска в эксплуатацию некачественных подшипников и роторов консольных насосов и, как следствие, повысить надежность и увеличить ресурс эксплуатируемого оборудования.
Авторы: Зам. начальника цеха РМЦ ОАО «АНХК» Э.Н. Дьяконов / 2013
В 1996 году в цехе 20 НПЗ ОАО «АНХК» внедрена стендовая система КОМПАКС®-РПЭ. Она осуществляет автоматическую диагностику и контроль технического состояния электродвигателей по параметрам вибрации, температуры и тока потребления. Система имеет возможность проводить испытания как низковольтных, так и высоковольтных электродвигателей с выдачей и распечаткой заключительного протокола по результатам испытаний.
Система КОМПАКС®-РПЭ исключает прохождение в эксплуатацию электродвигателей с повышенными значениями вибрации из-за дефектов подшипников, ротора, статора и ошибок сборки. Наличие автоматической экспертной системы стенда позволяет произвести доводку электродвигателя ремонтным персоналом в кратчайшие сроки, следуя ее рекомендациям и предписаниям.
Авторы: Зам. начальника цеха 20 Д.В. Хлебников / 2013
Система КОМПАКС® на установке ГК-3 эксплуатируется с 1995 года. В настоящее время она осуществляет мониторинг состояния 223 единиц динамического оборудования.
Обслуживающий персонал установки активно пользуется показаниями системы в своей работе, не допуская работы оборудования в условиях развивающихся дефектов, своевременно реагируя на все изменения, и проводит операции по предписанию экспертных сообщений системы КОМПАКС®. Следует отметить высокую точность выдаваемого диагноза, вот несколько примеров за март 2013 года:
Агрегат Н-32 блока КК. Система КОМПАКС® зафиксировала рост параметров Ае и Ve. Руководствуясь показаниями экспертной системы, ремонтный персонал обнаружил прослабление по посадке подшипников электродвигателя, агрегат сдан в ремонт.
Агрегаты Н-3/1, Н-9. Система КОМПАКС® зафиксировала рост параметра Ае. Руководствуясь показаниями экспертной системы, ремонтный персонал провел необходимые действия по добавке смазки подшипника и, как следствие, - повышенная вибрация устранена, агрегат эксплуатируется в состоянии «допустимо».
Внедрение системы КОМПАКС® позволяет проводить своевременный и целенаправленный ремонт и техническое обслуживание в реальном времени, что играет огромную роль в предотвращении аварийных ситуаций.
На установке ЭЛОУ АВТ-6 система КОМПАКС® установлена с 1995 года и на данный момент осуществляет мониторинг состояния 144 единиц динамического оборудования. Система осуществляет измерения по:
277 каналам вибрации;
125 каналам температуры;
144 каналам тока.
Вследствие постоянного контроля технического состояния узлов агрегатов с возможностью наблюдения и анализа изменений, система КОМПАКС® позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию оборудования. Например 18.03.2013 на насосе агрегата Н-21А система показала резкий рост параметра виброскорости, на что обслуживающий персонал оперативно отреагировал и сделал переход на резервный агрегат. В процессе осмотра насоса выяснилось, что открутилась гайка крепления рабочего колеса.
С помощью системы КОМПАКС® удалось минимизировать внезапные и внеплановые остановки оборудования, а также спланировать и проводить ремонты с оптимальными трудовыми и материальными затратами в краткие сроки.
Система КОМПАКС® внедрена на установке 36/2М ЗМ ОАО «АНХК» в 2011 году и в настоящее время она ведет мониторинг состояния 23 единиц насосно-компрессорного оборудования.
В результате внедрения системы КОМПАКС® на установке значительно сократилось число аварийных выходов из строя насосно-компрессорных агрегатов, также снизилось количество и сложность проводимых ремонтов оборудования, повысилась дисциплина производства и качество ремонтных работ, процессы эксплуатации оборудования технологической установки стали «прозрачными».
Внедрение системы КОМПАКС® позволило сэкономить значительные материальные и трудовые ресурсы за счет фактического исключения аварий по вине насосно-компрессорного оборудования и простоя технологической установки по этим причинам. Эксплуатация по фактическому техническому состоянию агрегатов позволила уменьшить объем проводимых ремонтов, их перераспределение от капитальных и средних к текущим.
Система комплексного мониторинга КОМПАКС® внедрена на установке 39/7 ЗМ ОАО «АНХК» в 2007 году. Она осуществляет контроль технического состояния 48 единиц динамического оборудования.
Система исключает внезапные отказы агрегатов из-за дефектов подшипников, недостатка смазки, нарушения балансировки, центровки, крепления, кавитации, гидроударов, электрических дефектов электродвигателей и т. д. Наличие автоматической экспертной системы и звукового оповещения позволяет оперативно проводить ремонты по фактическому техническому состоянию агрегатов, а не по ППР, как было ранее.
Внедрение системы обеспечило переход на новый уровень надежности технологической установки с одновременным увеличением использования ресурса агрегатов.
В 1995 году проведено первое оснащение установки 35-11/1000 системой КОМПАКС®, где она осуществляла мониторинг состояния 57 единиц динамического оборудования. В настоящее время уже 66 агрегатов эксплуатируется с непрерывным контролем их технического состояния.
Стоит отметить высокую точность показаний технических параметров и своевременное диагностирование развития неисправностей различных узлов и деталей оборудования. К примеру, в феврале 2013 года на электродвигателе агрегата Н-108 параметр виброскорости периодически выходил за пределы допустимых значений, и обслуживающий персонал принял решение об останове агрегата и переходе на резервный. В процессе дальнейшей работы над электродвигателем специалисты нашли электрический дефект.
Внедрение системы КОМПАКС® позволило исключить плановые ремонты и проводить ремонты оборудования только по фактическому техническому состоянию, что позволило вырабатывать весь заложенный ресурс агрегата.
На установке 225/1 НПЗ ОАО «АНХК» с 2010 года система КОМПАКС® осуществляет комплексный мониторинг и диагностику 42 единиц насосно-компрессороного оборудования.
Внедрение системы мониторинга позволяет обеспечить наблюдаемость технического состояния технологического оборудования в реальном времени, своевременность реагирования на изменение его технического состояния, связанного как с возникновением неисправностей различных узлов и деталей, так и с нарушением технологического режима его эксплуатации.
Система весьма проста в освоении ее обслуживающим персоналом и не требует особых навыков, а средства диагностики и автоматическая экспертная система позволяет осуществлять эксплуатацию оборудования по фактическому техническому состоянию.